Иммануил Меттер

0
37
views
Emmanuel Metter
Emmanuel Metter

Если когда-нибудь вы заинтересуетесь историей джаза в Японии, вам обязательно встретится это имя — Иммануил Меттер. Его учениками были Такаси Асахина, основатель и дирижер осакского Филармонического Оркестра, и Рёити Хаттори, «японский Коул Портер», первый, кто начал создавать так называемый «японский джаз» — соединять традиционные национальные и американские мотивы.

Иммануил Леонович Меттер (Emmanuel Metter) родился 28 февраля 1878 года в Херсоне, в семье предпринимателя. В 19 лет поступил на медицинский факультет Харьковского университета, но потом перевелся на юридический. В 1906 году он получил диплом адвоката, а потом поехал в Санкт-Петербург, где записался вольнослушателем в консерваторию. Его учителями были Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов.

Через год Меттер уже сам преподавал в Московской консерватории и дирижировал одним из оркестров Большого. Вскоре его пригласили в Казанский оперный театр. Там он познакомился с прима-балериной из Польши Еленой Осовской. Они поженились, и она сопровождала его в странствиях до самого конца.
У Меттера, кажется, было отличное чутье на крутые виражи истории. После Февральской революции Иммануил Леонович перебрался с женой в манчжурский Харбин, где возглавил Харбинский симфонический оркестр, в то время почти целиком состоявший из русских беженцев.

В начале 20-х годов Елена Осовская получила предложение стать балетмейстером в «Такарадзука Ревю». Мегапопулярный в Японии театр, где все роли играют незамужние женщины, тогда как раз перерос статус экзотического аттракциона для посетителей термального курорта, открыл собственную школу и нанимал музыкантов и преподавателей из России. В этом была своя логика. В тот период в стране все большую популярность приобретала западная музыка — как классическая, так и популярная, а до Второй мировой специалистов в регионе Кансай было мало. И бывшие подданные Российской империи среди них считались лучшими. Благодаря Осовской в репертуаре «Такарадзука» появились номера из балетных постановок («Сон в летнюю ночь», «Послеполуденный отдых фавна», «Фауст», «Ночь на Лысой горе»). Меттер отправился в Японию вместе с женой в 1926 году. Ему тоже предложили работу.

Иммануил Леонович сменил Хайнриха Веркмайстера на посту дирижера оркестра NHK (Японской радиовещательной компании) в Осаке. Многие профессионалы из Осаки, после того, как в городе запретили все джазовые площадки, стремились работать в нем. Меттер дирижировал оркестром старейшего университета в Японии — Киотского императорского — более 10 лет.

В октябре 1939 года Меттер, словно предчувствуя недоброе, снова переехал — на этот раз в Соединенные Штаты. Он поселился в Лос-Анджелесе, где 28 августа 1941 скоропостижно скончался от сердечного приступа.

«Мы должны помнить его, он был нашим учителем и отцом всей западной музыки в Кансае», — вспоминал Рёити Хаттори.